Известный российский полярный путешественник, председатель Полярной комиссии Русского географического общества, кандидат физико-математических наук Виктор Боярский, рассказал о полярниках и экспедициях, об арктическом туризме и полярном характере.
Виктор Боярский — известный российский полярный путешественник, почётный полярник России, председатель Полярной комиссии Русского географического общества, член Национального географического общества США, действительный член Национальной академии туризма и Международной академии холода, кандидат физико-математических наук, член Союза писателей России.
В период с 1973 по 1987 год принимал участие в работе научных отрядов четырёх САЭ и зимовал на дрейфующей станции «Северный полюс – 24».
В 1987 году Виктор Боярский был включён от СССР в состав Международной экспедиции «Трансантарктика», приуроченной к 30-летней годовщине Договора по Антарктике – международного соглашения, подписанного 12 государствами (в том числе и СССР) и определившего статус Антарктиды как континента мира и сотрудничества. Виктор Боярский побывал на Северном полюсе более 60 раз и в 2007 году был удостоен титула «Самый полярный петербуржец».
С 1994 года Виктор Боярский возглавляет Полярную комиссию Русского географического общества. В сентябре 2002 года указом Президента РФ В.Боярский награждён медалью к ордену «За заслуги перед Отечеством» II степени. За вклад в развитие полярной науки в 2008 году В.Боярский награждён орденом Б.Вилькицкого и знаком «Почётный работник гидрометеослужбы».
— Боярский будет?
-А приедет ли Боярский???
-Кто уже видел Боярского!?
Вот такие разговоры звучали в .День полярника в холле Совета Федерации в Москве. Собирающиеся на свою традиционную встречу полярники, океанологи, летчики полярной авиации, климатологи, метеорологи и все, имеющие отношение к работе на полюсе, были дисциплинированы. Почти все пришли задолго до начала официальной части. Общались, обменивались новостями, выискивали знакомые лица. Боярского, конечно же, ждали. Одни хотели узнать, как там, в экспедиции, другие просто поздороваться, у кого –то были срочные вопросы, обсудить которые нужно было непременно с ним.

Виктор Боярский тоже приехал заранее. С питерского поезда, энергичный, с хорошим настроением. Поздоровался с многочисленными знакомыми (а здесь почти все друг друга знали) и согласился поговорить с нами. О чем? Ну конечно об Арктике!
О чем же еще можно спрашивать Председателя Полярной комиссии Русского географического общества, кандидата физико-математичесеких наук, почетного полярника России, профессионального путешественника, человека, возглавлявшего Российский Государственный Музей Арктики и Антарктики с 1998 по 2016 годы?
Кстати, Виктор Боярский рекордсмен Мира по количеству посещений Северного полюса, так что начать мы решили с темы полярных исследований, путешествий и арктического туризма.
Боярский В.И: Туристической Арктики не бывает, развеял наши мысли по поводу Арктики туристической Виктор Ильич. Пять рейсов ледоколов и лагерь Барнео. Вот и все. Больше нет ничего. Есть, конечно, очаги определенной жизни. Это Салехард и то, что поюжнее. Там да, определенная туристическая индустрия налажена. С ненцами например. А реальный арктический туризм реализуется только в круизах ледоколов и на Барнео.
Редакция: А станции научные? Туристов туда можно привозить?
Боярский В.И: Научных станций в Арктике на дрейфующем льду сейчас нет. А туристов то попутно можно привозить. Можно, конечно, на станцию на островБольшевик, на мысе Баранова. Там хорошо работает станция. Но регулярных то рейсов нет. Значит, нужно набирать группу. А людей должно быть достаточно для того, чтобы они оплатили вертолет. А это непросто.
Редакция: Кстати, очень часто противники арктического туризма выдвигают аргумент- А зачем вообще лишние люди на полюсе? Приедут и все замусорят.
Боярский улыбается. И объясняет.
Боярский В.И.: Нет, нет. Это ошибочное мнение. Во-первых, на полюс просто так не попасть. Все желающие проходят через достаточно узкий фильтр. А всю ответственность за урон экологии несет тур оператор. А их, кстати, мало, этих туроператоров. Один-два. И кроме этого пути на полюс попасть никак нельзя. Так что некий контроль есть. По ледоколам есть определенный контроль. Может быть на побережье, в Мурманске например и есть так называемые «дикие туристы». Этот трудно проконтролировать, а вот на архипелагах или на дрейфующих льдах нет конечно. Кстати, Шпицберген — это пример туризма на архипелагах. Там все поставлено что называется «На широкую ногу.» Но у нас такого, к сожалению, нет. Ближайший наш аналог Земля Франца Иосифа. Но там все подчинено Министерству обороны. Так что вряд ли там что-то появится.
Видно, что тема эта Виктору Ильичу интересна. Рассказывает подробно, погружая нас в тонкости полярного туризма.
Боярский В. И: Парк «Русская Арктика» ведет некую работу на архипелаге. Но это все единичные случаи. Это скорее одиночные экспедиции.
Редакция: А как вы думаете, это направление все-таки будет развиваться? Или достаточно того, что есть?
Боярский В. И: Я думаю, этого и достаточно. То, что есть, закрывает все потребности. Да если честно, по трассе Морского пути и ехать то неинтересно. Посмотреть по сравнению с Антарктикой мало, что можно. Животных мало. Разбежались.
Редакция: А что же притягивает туристов??
Боярский В.И.: Людей реально притягивает Северный полюс. И думаю, постоянно будет притягивать. И кстати, чтобы, что-то развивалось, нужно иметь так называемые базы. Это, прежде всего взлетно-посадочные полосы и самолеты. Свои. Ведь вертолетом — это очень дорогое удовольствие. Плюс нужно решить проблему с заправкой. Она решена для министерства обороны, но не для туристов))). Есть еще правда туризм экспедиционный. Плавание на яхтах и маломерных судах по Северному Морскому пути что стало возможным в последние годы. Но это не очень востребованная ниша. Скорее для экстремалов.
Кстати, общаясь с Боярским, мы каемся, не удержались. Завели разговор о его экспедиции 1988 года. Тогда Виктор Ильич в составе международной экспедиции пересек Гренландию с Юга на Север. Команда во главе с Уиллом Стигером прошла более 2000км за 65 дней. А сама гренландская экспедиция была организована как тренировка перед экспедицией Трансантарктика. Путь был, пройдет на собачьих упряжках и лыжах.
Редакция: Виктор Ильич, желающие повторить ваш опыт 1988 года есть? На собаках в Антарктиду?
Боярский В. И: Нет, желающих нет. А с 1994 года использование собак запрещено. Народ на велосипедах вроде пробовал. Тащили на себе. А в Арктике собачьи упряжки не имеют такого преимущества на дрейфующем льду. Так что не слышал. Нет.
Редакция: Потому что это сложно?
Боярский В. И: Это сложно еще и с точки зрения логистики. Экспедиция с собаками не может быть автономной. Ты не можешь взять все с собой. Собаки не потянут. Значит, нужны подбросы. А стоимость подброса 150 -170 тысяч евро… Плюс стоимость самой экспедиции. Это просто не под силу никому. Поэтому сегодняшние экспедиции осуществляются в основномв автономном режиме. Это наиболее опасный, наиболее дешевый, и наиболее сложный вариант.
Редакция: Что касается экспедиций нынешнего года?
Боярский В. И: Все было связано с Барнео. Барнео прошел успешно. Все программы выполнены.
Редакция : Виктор Ильич, тема полюса была популярна в семидесятые годы, в начале восьмидесятых . А сейчас о полюсе, полярниках вспоминают перед праздниками или юбилейными датами. Вы согласны?
Боярский В. И: Конечно, почему нет… Слава богу, что вообще вспоминают. Просто наши СМИ, к сожалению, интересуются в основном горячими новостями… А информация, что идет работа, но ничего особенного не произошло никого не интересует. Как говорится, нет информационного повода. Так что да, некий вакуум такой есть, и в этом отличие от прежних лет. Может, конечно, тогда меньше было новостей? Нечем было заполнять радио и телеэфир? Сейчас-то других тем полно. Наверное, поэтому тема Арктики не очень интересна.
Редакция: А молодые ученые сегодня идут в полярники?
Боярский В. И: Молодые ученые работают на станциях стационарных. А на полярных станциях ученых нет. Там есть работники Гидрометслужбы которые выполняют стандартные программы. Если говорить о прорывных направлениях. То это на научно-исследовательской станции на Мысе Баранова. На большинстве станций традиционные исследования. Я бы сказал научно- прикладного характера. Молодежь там конечно есть. Но думаю, от безысходности идут…
Редакция : Грустно как-то…
Боярский В. И: Большинство молодых людей, которых я там видел это выпускники Новосибирского метеорологического техникума, которым просто у себя не найти работу. Семьями уезжают туда. А условия там тяжелые. Особенно с медицинским обслуживанием.
Редакция : Звучит что-то безнадежно…
Боярский пожимает плечами. И успокаивает нас. Не все плохо.
Боярский В. И: Отрадно, что Министерство обороны возвращает свои утраченные позиции. Без этого сложно было. Аэродромы например содержать. А это основа жизни.
За этот стандартный вопрос мы у Боярского заранее попросили прощения. Но задали. Да!
Редакция: Виктор Ильич, а каким должен быть характер у полярника? Есть какие-то особенности?
Боярский В. И: Терпение должно быть. Человек должен быть готов к тому, что два три года ему придется работать в особых условиях. Коммуникабельность должна быть, умение идти на компромисс. Так что терпение, главное качество полярника.
Мы поблагодарили Виктора Ильича за терпение к нашим вопросам и отпустили. К друзьям, единомышленникам, и возможно, новым проектам)))
Беседовала Наталья Гончарова
У меня с Виктором целая история. Он руководил Музеем Арктики и Антарктики. В 2003 году, в мае я с написанными картинами и рисунками животных и пингвинов вернулась на корабле » Академик Иоффе» из Антарктики после посещений архипелага Земля Южной Георгии, Фолклендские острова, Огненная Земля, яантарктическиц п-ов, станции. Виктор сам приехал в Москву, забрал картины и их выставлял в музее 8 месяцев.язатем в Москве открывал мою выставку» Дыхание Антарктиды» в Дипакадемии. Мне запомнился очень энергичный и как настоящий полярник он трудности берет на себя и их решает. наша дружба не закончилась. На Дне Полярника мы виделись.